Вершина Европы. История члена команды MAPS.ME о восхождении на Эльбрус

Истории | 05.09.2019
В MAPS.ME мы тоже путешествуем и открываем для себя мир. В августе этого года наш руководитель по развитию бизнеса Илья Гусаков поднялся на Эльбрус и поделился историей своего приключения.
Идея и команда
Я занимаюсь лыжным фрирайдом и люблю горы. Желание пойти на одну из известных вершин было давно, но ожидало нужного часа и момента реализации. Идея в итоге все-таки взять и поехать пришла спонтанно, а Эльбрус оказался одним из наиболее доступных вариантов как по местоположению, так и по цене.
Команда у нас собралась разношерстная. В такие путешествия вряд ли получится поехать только с близкими друзьями. Некоторые из них скажут, что ты рехнулся, другим это просто не интересно. У меня есть друг, с которым мы сходимся по интересам к путешествиям. Он же и предложил эту поездку, так что в итоге мы собрали команду из друзей и знакомых. Многие на тот момент были вообще не знакомы, что сделало поездку еще интереснее.
Зачем мне Эльбрус? Когда мы прибыли в лагерь для подготовки, все знакомились, и каждый отвечал на этот вопрос. Я тогда вспомнил слова известного британского альпиниста Джорджа Мэллори. Когда у него спросили про цель восхождения на Эверест, он ответил: «Потому что он существует». Вот и мне Эльбрус был нужен просто потому, что он существует. И еще все-таки хотелось проверить себя и свои силы.
Оборудование
Сейчас много компаний, которые занимаются организацией туров на Эльбрус, и они же предоставляют экипировку в прокат. В целом в поездку сейчас можно поехать почти без всего и взять все оборудование и одежду уже на месте. Это выгодно, потому что хорошая профессиональная экипировка для восхождения стоит дорого, а так получится сэкономить и еще взять подходящее оборудование.
Многое у меня уже было, что-то я докупил сам, потому что часто бываю в горах, и мне это все обязательно пригодится. Но кошки, ледорубы и специальные ботинки мы брали в аренду. Это было профессиональное оборудование, почти новое, поэтому мы совсем не пожалели.

Гиды высылали нам список необходимых вещей заранее, его можно скачать по ссылке:
Подготовка и акклиматизация
К поездке я начал готовиться еще в Москве. Много бегал, в тренажерном зале делал упор на ноги, тренировал выносливость. В этом случае важно не переусердствовать. За неделю до поездки лучше максимально снизить физическую активность, чтобы организм отдохнул перед восхождением. Мы начали готовиться к августовской поездке еще в мае. Созванивались с гидами несколько раз, обсуждали оборудование и прочие важные технические моменты.
Высокой альпинистской подготовки Эльбрус не требует. Подъем с южной стороны считается не самым сложным. Ты не карабкаешься по скалам, а идешь по натоптанной тропе. Самое важное быть сосредоточенным и внимательным, потому что подъем все равно опасный. Погода на Эльбрусе очень переменчивая, поэтому сегодня ты можешь идти по тропе, а завтра она будет уже под снегом.

Лучшее время для восхождения — август. Спокойная погода и меньше гроз. В это время воздух наверху больше всего насыщен кислородом. Некоторые, конечно, поднимаются и зимой, когда на вершине бывает минус 30 и даже 50 градусов. Но я не понимаю, как они это делают.
Первые три дня мы не поднимались к базовому лагерю. Сначала жили в поселке Эльбрус на высоте 1700 метров над уровнем моря и оттуда ходили в небольшие акклиматизационные треки. Тренировались мы на разных участках Приэльбрусья и Чегета, поднимались к водопаду Девичьи Косы и обсерватории, которая находится на высоте 3000 метров. Там уже ощущалась высота, и было тяжело с учётом большой физической нагрузки и нелёгкого рюкзака с вещами и едой. К слову, до высоты 3000 метров летом очень жарко - температура достигает 30-35 градусов. Спасает только прохладный ветер с ледника.
После трёх дней тренировок в Приэльбрусье мы переместились в базовый лагерь на высоте 3800 метров, где жили три дня и продолжили подготовку и акклиматизацию. Во второй день мы поднимались уже на высоту 4700 метров к скалам Пастухова. Учились «зарубаться» — то есть удерживать себя с помощью ледоруба на льду в случае срыва и скольжения по склону. В альпинизме есть такое правило, что если не успел «зарубиться» на крутом склоне в течение 4-5 секунд, то разовьешь такую скорость, что не сможешь остановиться совсем. Этот навык необходим всем, кто поднимается на Эльбрус, особенно когда идешь по узкой тропе, а рядом с тобой пропасть и так называемый ледопад с расщелинами, куда может поместиться трактор.
У меня, если честно, был страх, что я недостаточно научился это делать после всего лишь нескольких попыток. Эта мысль преследовала во время всего подъема и до самой вершины. Поэтому совет всем, кто будет подниматься: попросите гида уделить этому больше времени и если чувствуете, что нужно больше практики с ледорубом — сообщите об этом.
Когда мы закончили все акклиматизационные вылазки, то начали готовиться к восхождению, а именно - отдыхать целый день. Голова тогда болела у всех от высоты, некоторые даже пили обезболивающие препараты. Кто-то даже пил мочегонное, чтобы избавиться от лишней жидкости. Чем меньше жидкости в начале пути — тем лучше, она не будет расширяться в организме от давления и вызывать головные боли. Легли мы вечером рано, потому что ночью надо было вставать на восхождение.
Восхождение
Начинать подъем в ночи не сложно, а скорее непривычно. Зато когда просыпаешься и выходишь на улицу — вокруг ничего, только полная тишина и темнота. Очень хорошо видно звезды, и как они падают. Ощущаешь себя то ли в космосе, то ли в вакууме. Непередаваемые эмоции. Перед восхождением тебя наполняет чувство ожидания чего-то грандиозного. Даже немного знобит и сводит живот от волнения.
В три часа ночи у нас был старт. Решили не идти прямо от базового лагеря — так обычно делают профессиональные альпинисты. Они начинают подъем уже в 10 вечера, чтобы до 12 дня быть на вершине. Идут всю ночь, но у многих заканчиваются силы в пути, и они возвращаются. Поэтому в основном группы поднимаются на высоту 4700 или 5100 метров на ратраке и начинают идти уже оттуда, так сделали и мы. Наш план был подняться на высоту 5300 метров за 4 часа, чтобы оказаться на вершине уже к 9 утра.
Мы поднимались на ратраке (/транспортное средство на гусеничном ходу прим. ред./), уже одетые во все оборудование (было уже сильно холодно) и 40 минут мы поднимались до точки старта. Некоторые ребята были сосредоточенными и молчали, а меня, наоборот, охватывало чувство приключения, хотелось уже поскорее забраться.
Когда мы приехали на высоту 5100 метров, было очень много снега. У базового лагеря в основном лед, а здесь свежевыпавший пухляк. Мы начали подъем, было страшно, когда слева от тебя пропасть, расщелины и бездна. Идешь сосредоточенный, смотришь себе под ноги и думаешь, как бы не зацепиться кошками друг о друга или о штаны. Рисков сорваться много. Когда мы дошли до Седловины, это пологое место между двумя вершинами Эльбруса, был уже рассвет. Я даже не заметил, как стало светло, был очень сосредоточен.
На Седловину мы поднялись в тумане, но пока готовили себе перекус, облака разошлись, и мы увидели невероятный вид. На тот момент уже было довольно высоко, где-то 5300 метров. Мне важно видеть вершину и конечную точку. Так сразу появляются силы идти, а когда поднимаешься в тумане, силы как будто быстрее покидают.
Далее осталась только вершина, куда мы поднимались снова в тумане. На большой высоте уже начинает сильно болеть голова от недостатка кислорода. Гид подбадривал, говорил, что осталось идти 15 минут, а ты идешь 45, и так несколько раз. Это казалось бесконечностью: непонятно сколько идти, в тумане ничего не видно, а тропа не заканчивается. Забавно, что чем ближе к вершине, тем больше на пути валяется всякого оборудования: трекинговые палки, рюкзаки и прочая экипировка. Кто-то теряет вещи в тумане, кто-то забывает. Когда уже совсем у вершины видишь пик, снова просыпаются силы, открывается как будто второе дыхание. И снова хочется подниматься.
Вершина
Чувства, когда поднимаешься наверх — невероятные. Сначала даже не понимаешь, что только что сделал. В начале нам не повезло с погодой, мы поднялись в полнейшей мгле и даже расстроились. Но потом, как это и бывает часто в горах, за считанные минуты распогодилось, мы увидели все вершины и пики под нами и поняли, что находимся на вершине Европы.
Страх в этот момент не возвращается. Скорее накрывает эйфория, и ты уже ни о чем не думаешь. Даже о том, что вся команда связана друг с другом веревками, и что они уже перепутались, пока все ходили по вершине и фотографировали. Но все равно надо оставаться внимательным, на вершине небольшая площадка, так что стоит быть осторожным.
Наверху мы были всего 15 минут, и уже пришлось возвращаться из-за погоды. Гид и вовсе сказал, что повезло, потому что погодные условия становились хуже, когда мы еще поднимались. В горах есть такое понятие, как погодное окно, если в него не попасть, то вершина просто не откроется, и придется возвращаться. Мы попали.

Во время спуска надо быть еще внимательнее, потому что сил уже нет, а эйфория заканчивается. Некоторые ребята даже начали слегка спотыкаться по дороге, но все прошло спокойно.
Советы
  • Берите с собой легкую еду. Отлично подойдут орехи и детское питание — много питательных веществ и можно быстро съесть.
  • Начните готовиться за несколько месяцев. Подняться сразу тоже можно, но с хорошей физической подготовкой будет проще.
  • Наверх к базовому лагерю возьмите воду и еду. Пока будете ходить в короткие акклиматизационные треки, готовить придется самим.
  • Пейте много жидкости во время подъема. При восхождении поможет сладкая газировка, в ней много сахара.
  • Ешьте много чеснока. Поднимает иммунитет и является хорошим стимулятором сердечной мышцы.
  • Не бойтесь отправляться в путешествия с незнакомыми людьми. В таких поездках удается познакомиться и часто сразу сдружиться.
Если хотите подняться на Эльбрус и знаете, зачем — делайте это. Нереальные ощущения, которые советую испытать многим. Хорошо подготовьтесь и будьте внимательны. Когда я спустился, то казалось, что еще долго не пойду в горы. Но прошло несколько дней, и снова потянуло. Надеюсь в следующий раз подняться до базового лагеря Эвереста.
Читать еще
За информацией и помощью напишите нам на support@maps.me